Кожух Ростислав - Четыpе Статьи
Ростислав Кожух
Четыpе статьи
Здpавствyйте, All!
Я считал и пpодалжаю это делать, что кофе-клаб - пеpвая в отечественном
фидо (хотя и неудавшаяся) попытка создания публицистической конфеpенции.
(Кто не веpит - пеpечитайте в pулесах pаздел 'тематика'.) В соответствии
с вышеуказанной личной установкой я и сподвигнулся на нижепpостиpающийся
постинг.
Спасибо за пpедполагаемое внимание (не ко мне, естественно, а к автоpу,
означенному в сабже).
О К Р И Т И К Е
---------------------
1
Бывает - прихотливая тень, а не человек, косвенный творец тени,
вызывает полнокровный образ. Естественно, что посторонняя первопричина
легко убирается еще только в развертывании работы.
Мысль и любовь есть две сходные по структуре составляющие
внутренней жизни человека. Мысли, как и любви, необходима кристаллиза-
ция, прекрасная невольница посторонних вкраплений и как-бы неуместных
случайностей, сухая ветка, небрежно опущенная в соляной ключ; но если
любовь слишком часто мутна, если ее слишком часто определяет страсть,
непрочная и слоящаяся, то благородная мысль отличается чистотой.
Симптоматично, что наша человеческая жизнь сопровождается очаро-
вательной вереницей случайностей, намекающих на непрочность, хрупкость
бытия, на то, что не надо переоценивать значения его, и на ограничен-
ность человеческого разума и чувства, неспособных постичь это легчай-
шее и тонкое образование. Так, рисунок обезьяны породил одну из удиви-
тельнейших книг столетья. Искусство в зачатке, минуя утомительную не-
торопливость долгих эпох, привело к искусству высокому.
2
Hа дне ледяного озера предатели, вмерзшие в лед, рассказывают о
последствиях предательства для души. Душа уходит в ад немедленно, по
совершении предательства, в пустующее же тело вселяется бес, который и
находится в нем до окончания назначенного телу времени.
Огни свеч плывут вокруг незакрытого еще гроба, и стоящие думают
о еще одной только что завершенной жизни, а человек умер невидимо нам,
оставив по себе, вместо тела, жуткое существо, тайно действующее среди
нас под человеческой личиной.
Естественно - опустошение человека процесс не мгновенный. Данту
потребовалось обратить время распада души в ноль, чтобы намекнуть нам
на то, что зло, чем оно воплощеннее, тем привлекательнее.
3
Эстетическое чувство, почти никогда не позволяющее художнику
обороты прямой речи, есть сила и беда художника. Все, что хотелось
сказать мне о критике, я сказал в казалось бы постороннем разговоре.
Hо традиция требует делать выводы, и я добавлю к сказанному еще один
по сути ненужный абзац, не требующий ничего, кроме обоюдной затраты
времени.
Всякое произведение искусства есть закодированная жизнь. Разли-
чен лишь способ раскодировки. И критика должна проникнуть в этот но-
вый, еще неведомый и неизученный мир и понять, чему служит он, куда
направляет душу с ним соприкасающегося и чем управляется: высокой во-
лей или пустой личиной. После этого мир можно изучать. Ведь изучение
чуждо эстетической оценке.
До встpечи на Эльбе.
R.L.
О Д Р А М А Т И Ч Е С К О М И С К У С С Т В Е
-----------------------------------------------------
1
Драматургия для меня есть особый род прозы, не допускающий при-
вычных соблазнов, но обладающий соблазнами более тонкими, потому особо
притягательными.
Привычная проза, синтезирующая мир и анализирующая человека -
удручающе реальна (правдоподобна). Эта унылая заземленность не опреде-
ляется для меня тяготением литературы к действительности, к реализму,
но н