33a504c8     

Козинцев Григорий - Пространство Трагедии (Дневник Режиссера)



Григорий Козинцев
Пространство трагедии
Дневник режиссера
Григорий Михайлович Козинцев (1905-1973)-выдающийся кинорежиссер, народный
артист СССР.
Он принадлежит к плеяде тех замечательных художников, которые создавали
советский кинематограф и приумножали его славу. С именем Г. М. Козинцева
связана организация одной из первых художественных лабораторий советского
кино- мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера, 1921), постановка
целого ряда новаторских фильмов 20-х годов ("Приключения Октябрины", "СВД",
"Шинель", "Новый Вавилон" и другие), создание знаменитой трилогии о Максиме
(1935- 1939)-"Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона", -
которая вошла в золотой фонд советского кино. Всемирную известность приобрели
фильмы, в которых Г. М. Козинцев обратился к мировой классике: "Дон Кихот"
(1957), "Гамлет" (1964, удостоен Ленинской премии), "Король Лир" (1971).
В течение пятидесяти лет он жил в искусстве и для искусства - со всей
энергией своего разностороннего таланта. Его отличала широта творческих
интересов, неутомимость поисков, высокая культура и глубина мысли. Григорий
Михайлович Козинцев был теоретиком кино и педагогом, талантливым литератором и
тонким исследователем. Он поставил несколько театральных спектаклей, воспитал
группу известных кинорежиссеров, написал сценарии большинства своих фильмов,
множество статей, книги "Наш современник-Вильям Шекспир" (1962, 1966,
переведена на несколько языков) и "Глубокий экран" (1971).
Шекспир занимал в его творчестве особое место. Великий английский
драматург был для Г. М. Козинцева действительно современником и таким
представал в его фильмах, литературных произведениях и спектаклях.
С Шекспиром, с воссозданием на экране его трагедии "Король Лир", связана и
последняя книга Г. М. Козинцева - "Пространство трагедии". Она была ему
особенно дорога, он работал над ней с редкой увлеченностью и с волнением ждал
ее выхода в свет.
К сожалению, Григорию Михайловичу Козинцеву не довелось увидеть эту книгу.
Когда она подписывалась в печать, ее автора уже не было в живых.
{1}
Новая постановка никогда не являлась для меня чисто профессиональной
работой; речь шла не об одном лишь применении к делу специальных знаний или
опыта Приходилось как бы начинать жить заново. События и судьбы, иногда
выдуманные столетия назад, врывались в твою жизнь, занимали в ней все большее
место. И случалось так, что вымышленное начинало казаться действительным, день
за днем открывались все новые, совершенно реальные черты особого мира, людей,
его населявших
Чей то чужой мир сливался с твоим. Так начинала образовываться плоть
кинематографических образов, слова становились видимыми.
А потом самое натуралистическое искусство - фотография схватывала на лету
жизненное движение, оно переходило со страниц книги на экран.
Чего только не случалось на пути такого перехода. Что только не
примешивалось к делу. Оживала память, прочитанные книги, страны, где ты бывал,
детство, спор с товарищами или с самим собой - все участвовало в труде
Необходимо было спорить с фильмом, который ты вчера увидел, с людьми,
которых уже давно нет на свете. Профессиональные навыки и опыт не только не
помогали, а мешали, нужно было выйти за пределы профессии, опровергнуть опыт.
Нужно было учиться. Приходилось учиться каждый день. Брать уроки у мастеров,
которые, казалось бы, не имели прямого отношения к твоей работе,- они-то учили
больше всего. Нужно было готовить уроки и огорчаться двойке



Содержание раздела